«Газпром межрегионгаз Пермь» подключает правительству к проблеме неплатежей за ресурсы

НОВОСТИ

04.05.2011

«Газпром межрегионгаз Пермь» подключает правительству к проблеме неплатежей за ресурсы

Долги за газ надо решать комплексно

Газовики подключают правительство к проблеме неплатежей за ресурсы

В Прикамье завершается отопительный сезон. Теплоснабжающие организацию останавливают свои котельные на плановые ремонты, а поставщики ресурсов, как правило, начинают подсчитывать свои потери в виде накопившихся долгов. ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» - основной поставщик газа на территории края, считает, что проблему с неплатежами необходимо решать комплексно – с участием не только всех участников процесса, но и с привлечением административных рычагов. Этой проблемой на территории Прикамья активно заинтересовалось правительство края – на днях состоялось совещание под руководством губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Он поручил главам территорий и своему правительству пристально следить за решением вопросов по погашению долга и вынести проблему на очередной Совет глав местного самоуправления Пермского края. О пользе такого взаимодействия рассказывает генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» ЕВГЕНИЙ МИХЕЕВ.

Евгений Михайлович, на начало отопительного сезона долги огранизаций коммунального комплекса перед «Газпром межрегионгаз Пермь» составляли 240 млн. рублей. Затем произошел резкий рост. На начало года сумма составила уже около 600 млн руб.

Какова ситуация на конец апреля?

Сейчас эта цифра порядка 1 млрд. руб. Но уже сегодня можно констатировать, что ситуация стабилизировалась. Нам удалось сдержать рост. По прогнозам, задолженность пойдет на спад, поскольку отопительный сезон подходит к концу и, соответственно, потребление газа сократится. Ждем, что принесет свои плоды наша работа с правительством края и муниципалитеты начнут гасить свои долги. Платежи от них уже пошли, и дальнейшего увеличения задолженности, по крайней мере, в этом сезоне, уже не будет.

Какова сейчас структура долга за газ?

Потребителей в структуре долга называть не буду. Сама суть возникновения долга разная. Нам хочется обозначить не проблемы крупных должников, а систематизировать причины, из-за которых возникает долг. Именно эти причины приводят к росту кредиторской задолженности. И эти причины не решаются.

На наш взгляд, существует шесть основных причин возникновения долга. Первое, это неплатежи за муниципальное жилье. Речь идет пустующих квартирах, которые никому не сдаются и находятся на балансе районных муниципалитетов. Властям многих поселений и городов просто не хватает средств в бюджете, что бы предусмотреть эти расходы. для того заложить эту сумму. Поэтому рост этой задолженности идет постоянно. Вторая – неплатежи собственников жилья. Речь идет в основном о северных территориях где люди бросают свои квартиры, соответственно, не переоформляя их, числятся собственниками, но при этом не платят за коммунальные ресурсы. Решить эти проблемы крайне сложно – поиск должников из числа физических лиц всегда трудоемкий процесс.

Третья причина кроется в бюджетных организациях. Есть долги учреждений и МУПов, в основном они появляются из-за кассовых разрывов. Но здесь особых проблем нет – как правило, бюджетные учреждения свои долги позднее закрывают.

Следующая группа причин – тарифная. Проблема № 4 – несоответствие тарифов. Каждая теплоснабжающая организация ежегодно защищает в Региональной энергетической комиссии свои тарифы. Но на практике выходит, что тариф должен быть совершенно другой, чем на бумаге. Понятно же, что при заниженном тарифе всего количества тепла денег кому-то не хватит. А так как газовики находятся на конце цепочки платежей: «Населения – управляющая компания-производитель тепла - ресурсоснабжающая организация», то, соответственно, деньги получают первые, а мы остаемся без средств. Что не позволяют компании рассчитаться в полном объеме за купленный газ. Разбираться с несоответствием тарифов должен РЭК – он должен заставить руководителя предприятия войти в нормативные установленные затраты.

Пятая причина - несоответствие нормативов. Например, тепло подается в некий жилой дом, который на бумаге имеет один норматив теплопотребления, но из-за неучтенной ветхости сетей или здания его надо «топить» более усиленно, что и происходит на практике. А неучтенная разница ложиться очередными долгами на плечи газовиков.

Шестая - это неэффективное управление. Зачастую руководитель теплоснабжающего предприятия или управляющей компании неэффективно использует полученные средства. Грубо говоря, тратит их не по назначению или удовлетворяет потребности, никак не связанные с теплоснабжением, отвлекая денежные средства. А отвлечение денежных средств из оборота приводит к тому, что у газовиков формируется долг.

Какие причины приводят к неплатежам чаще всего?

Все в той или иной мере, учитывать и решать необходимо каждую проблему. Например, по Гремячинскому района выяснилось, что основная причина возникновение долга – пустующее муниципальное жилье. Бюджеты территории и самого поселения не позволяют эти суммы компенсировать. На 1 апреля 2011 года из-за пустующих квартир, которые отапливаются в холостую с использованием нашего газа, Гремячинск накопил девять млн рублей. Тогда как общий долг Гремячинского района около 20 млн руб.

Как решать эти проблемы?

За этим мы и обращаемся к правительству Пермского края. Проблемы, которые приводят к задолженности, не всегда можно решить одним участникам процесса: теплоснабжающим организациям, управляющим компаниям. Этот комплекс проблем решать надо совместно - с привлечением соответствующих органов исполнительной власти края и органов муниципального образования. Для этого необходимо раскрыть причину, чего зачастую не происходит: «Ну идет и идет все своим чередом. Ну есть долг». При этом все участники процесса понимают, что с началом нового отопительного сезона газовики под давлением общественности или прокуратуры все равно возобновят газоснабжение предприятия-должника. Если мы причины эти не вскроем до конца и не примем мер к их устранению, то этот ком каждый год будет копиться и копиться.

Почему важно участие в решении проблем органов местного самоуправления и госвласти?

Есть федеральный закон о теплоснабжении, есть федеральный закон о местном самоуправлении. Там прямо говориться: обеспечение теплоснабжения – задача органов местного самоуправлении. Если местные власти будут внимательно следить за ситуацией в сфере теплоснабжения на подведомственной территории, то, наверное здесь никогда не появятся неэффективные управляющие компании, теплоснабжающие организации. Управляющие компании будут понимать, что за ними внимательно следят муниципалитеты и будут более ответственно принимать решения.

Должен быть и контроль со стороны населения, собственников жилья. Сегодня населению по своим причинам не интересно следит за ситуацией, может быть, собственникам жиля не хватает опыта, не хватает знаний для того, чтобы контролировать процессы управляющей компании. Все это приводит к тому, что управляющая компания становиться неэффективной, копит долги, не может управлять, и наконец, выходит банкротство. А неурегулированные долги ложатся на всю цепочку – «население -ресурсоснабжающая организация»

Мы говорим о чем: необходимо привлечь внимание органов исполнительной и местной власти – что бы внимательно следили за этими процессами на территориях.

Отмечу, что краевые власти озаботились этой проблемой. На днях состоялось совещание под руководством губернатора Олега Чиркунова. На нем были выданы распоряжения местным властям и подразделениям краевого правительства и органам исполнительной - навести порядок.

Какие действия распорядились провести краевые власти?

Основные меры – взять районным властям под свой контроль ситуацию на местах. Мы же встречаемся с руководством образований, руководителями предприятий, где есть проблемы. С многими подписали графики погашения задолженности. Мы понимаем что ситуация в большинстве случаев управляема, контролируема и есть источники погашения. Есть кассовые разрывы в ряде территорий, но к отопительному сезону, мы надеемся, большая часть долгов будет погашена.

К сожалению, есть предприятия, где нет понимания как вообще можно ликвидировать финансовую дыру, и как они представляют будущий отопительный сезон. Среди них- Кизел, поселок Теплая гора (Горнозаводский район), поселок Североуральский (Губахинский район). С этими и другими проблемными территориями нам будет помогать разговаривать краевое правительство: в лице правительство в лице министерства ЖКХ, Министерства градостроительства, Минрегионразвития, и Министерства общественной безопасности. Они активно взялись за эту работу. И надеемся что такими силами мы справимся с решением долговых проблем. И следующий отопительный сезон войдем с более позитивными перспективами.

При этом, в полном объеме «Газпром межрегионгаз Пермь» проводит и судебно-претензионную работу. Мы идем в прокуратуру, к судебным приставам. По всем должникам у нас готовы исковые заявления. Но мы понимаем, что через банкротство управляющих компаний полный возврат долга не обеспечить. Отрадно, что губернатор дал поручение правительству к следующему заседанию разобраться с этой проблемой и найти пути решения проблемы

Вячеслав Суханов, «Коммерсант. Прикамье. Пермь»

30.04.2011


Возврат к списку